“Мы делаем все, чтобы каждая формулировка нашего сообщения приближала вашего ребенка к богатому взгляду на Деньги."
— Команда Money Education
Первое исследование
"В американской школе детей разделили на 2 группы. Первой сказали "сегодня вы примете участие в тестировании нового продукта "Кефир" и вам заплатят 10 центов". А второй сказали "Сегодня привезли новый напиток, идите по-попробуйте".
Через неделю обеим группам детей предложили кефир бесплатно. В первой группе взяло напиток 33% детей, а во второй 76%.

Первый вывод.
Если в начале человек сделал что-то за деньги, то потом скорее всего откажется делать это бесплатно. Это объясняет, почему дети отказываются помогать родителям бесплатно, если раньше получали деньги за свой труд. Награда резко снизила внутреннее желание.
Второе исследование
Мышка получает еду за пробежку короткого лабиринта. Через несколько дней привыкания, убираем награду из лабиринта.
Мышка снова бежит в него, но не получает награды и через несколько мгновений начинает стрессовать.
Открываем дверь во второй лабиринт, но гораздо длиннее.
Мышка бежит в него и получает награду. Гормоны стресса снижаются, но по явным вегетативным признакам начинается депрессия.

Второй вывод:
Если человек привык получать награду за небольшую работу, то потом ему сложно согласиться на ту же награду за больший труд. А значит нельзя вознаграждать ребенка большими деньгами за небольшую работу.
Источники
Книга "Наказание наградой" помогает нам формулировать задачи, которые не убьют инициативность, душевность и жажду развиваться.
Статья «Issues of Financial Literacy Education», опубликованная в журнале Procedia - Social and Behavioral Sciences в 2011 посвящена доказательству того, что финансовая неграмотность – это проблема не одного конкретного человека, а мировая проблема, которая должна решаться как в рамках семьи, так и государства.
https://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S1877042811025080



Карпова С.И., Иванова В.С. в статье «Теоретические вопросы экономического воспитания детей дошкольного возраста», опубликованной в 2017 году в журнале Гаудеамус, доказали, что экономическое воспитание необходимо начинать еще в дошкольном возрасте. У детей необходимо формировать такие привычки поведения, как умения беречь вещи, аккуратно ими пользоваться, рационально тратить деньги, соотносить свои потребности с финансовыми возможностями семьи и др.
https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-voprosy-ekonomicheskogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
Показать еще
В статье «Practice Makes Perfect: Experiential Learning as a Method for Financial Socialization», опубликованной в «Journal of Family Issues» в 2018 году, рассматривается экспериментальное обучение, как метод финансовой социализации. Авторы статьи считают, что именно обучение на основе опыта является наиболее эффективным в финансовом воспитании.
https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0192513X18812917?journalCode=jfia



Е.В. Голубева в статье «Отношение к деньгам людей с разным уровнем дохода» опубликованной в 2010 году было доказано, что люди с разным уровнем дохода по-разному получают и расходуют свои денежные средства. Люди с уровнем дохода выше среднего чаще используют стратегию получения и расходования денежных средств – «норма», которая предполагает, что человек реально определяет свои возможности и потребности, зарабатывает столько, сколько планирует, тратит, сколько необходимо, и делает сбережения. Испытуемые со средним уровнем дохода чаще всего используют стратегию «равнина», которая характеризуется тем, что человек зарабатывает ровно столько, сколько планирует, и все тратит без остатка. Данная стратегия лишает человека любого движения вперед: накопления, развития, роста своего финансового благополучия. Испытуемые с уровнем дохода ниже среднего чаще используют стратегию «ямка». Такую стратегию использует человек, который строит большие планы в отношении заработанных денег, мало зарабатывает и чрезмерно много тратит. Неумение и нежелание зарабатывать превращается со временем в постоянную материальную подчиненность, способность слепо повиноваться и выполнять все требования человека, от которого он зависим.
https://cyberleninka.ru/article/n/otnoshenie-k-dengam-lyudey-s-raznym-urovnem-dohoda


В статье «Влияние уровня дохода на отношение к деньгам: гендерный аспект» Шперлинь А.В. доказал, что обнаружено различие в отношении к деньгам у лиц с разными уровнем финансовой обеспеченности: лица с более высоким доходом в меньшей степени обеспокоены своим финансовым положением, менее тревожны в отношении денег, не столь меркантильны и экономны. При этом у них выше уровень показателей финансового тщеславия и значимости монетарных ценностей, чем у лиц с менее обеспеченными респондентами.
https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-urovnya-dohoda-na-otnoshenie-k-dengam-gendernyy-aspekt


Т.П. Грасс в статье «Из опыта экономической социализации подрастающих поколений в Великобритании и в Новой Зеландии» рассматривает эффективный опыт финансового воспитания детей в зарубежных странах. Автор показывает, как в данных странах готовят подростков к жизни в обществе. Эта задача осуществляется главным образом через формирование черта хозяина, воспитания доброго отношения к экономическим ценностям, к частной собственности, знакомству с банковской системой, участием в домашнем хозяйстве и в самостоятельном зарабатывании денежных средств. Детей с самого раннего детства приучают быть самостоятельными и независимыми.


Около 75% школьников на Западе занимается подработками во внеурочное время. В понимании подростков англоязычных стран подработка рассматривается как приобретение трудового опыта, лучшего понимания жизни и умению ценить деньги. Кроме того, для подростков огромное значение имеет статусное положение среди сверстников, которое приобретается с помощью финансовой независимости. Подобная деятельность подростков помогает им сформировать необходимые профессиональные качества и способствует выбору их будущей карьеры.
https://cyberleninka.ru/article/n/iz-opyta-ekonomicheskoy-sotsializatsii-podrastayuschih-pokoleniy-v-velikobritanii-i-v-novoy-zelandii


Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что финансовое воспитание играет важную роль не только для человека, но и для государства. Можно и нужно учить своих детей обращаться с деньгами правильно (зарабатывать их, разумно тратить, ценить свой труд и труд других людей и т.д.). Также важно начинать экономическое воспитание детей как можно раньше. Кроме того, было установлено, что люди с различным уровнем дохода по-разному относятся к зарабатыванию и расходу денежных средств. Следовательно, формируя правильное финансовое мировоззрение, можно повлиять на то, какой уровень дохода будет иметь человек.

Ниже представлена сводная таблица из исследований
Проанализировав отношение взрослых людей к деньгам, мы пришли к выводу о наличии определенных отличий, которые наблюдаются у большинства респондентов
Made on
Tilda